Стандарты женской красоты Коко Шанель, Кристиан Диор, Ив Сен Лоран - легенды, ставшие при жизни одними из наиболее значимых законодателей моды в истории ХХ века.

Странно происходит, что, забывая людей, на слуху остается лишь массовость и привычность звучания брендов. Например, если где и вспомнили обо всей неординарности личности Коко Шанель, так это в Пушкинском музее, где проходила выставка "Шанель. По законам искусства".

Вспомним, что именно Ив Сен Лоран предложил женщинам мужские смокинги, удобные деловые брючные костюмы, всевозможные этнические наряды из летящих, прозрачных тканей, одежду аля винтаж, ткани с художественными принтами, посвященные художникам (Мондриану, Матиссу, Пикассо, Уорхолу). Он предоставил женщине свободу, в том числе выбора: будь то удобство или сексуальность, не уступая при этом в элегантности Коко Шанель.

Сейчас мужской и женский гардероб фактически не отличимы, да и пол молодых людей, всех как один в унисекс, бывает проблематично определить. А появление огромного количества секс меньшинств, да еще метросексуалов, приносит размытые понятия о мужественности и женственности. Виновата ли в этом эмансипация и феминизация, которую провозглашал Сен Лоран, или просто стандартизация приходит во всем, вопрос риторический. А, может, просто нет сейчас гениальных модельеров, чтобы придумать нечто совершенно новое и не избитое, то же ведь происходит и в современном актуальном искусстве...

Можно смело утверждать, что мода и искусство шли нога в ногу. И именно по законам искусства попробуем проследить эволюцию стереотипов и стандартов женской красоты, а вместе с ними и эволюцию моды.

История показывает, что стандарты красоты менялись в разных странах и культурах.

Бегло пробежимся по историческим этапам.

В первобытном искусстве каменные изваяния (например, Венера из Виллендорфа) демонстрировали образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага, такая женщина должна была обладать здоровьем и дородным телом, внешние черты лица не важны.

В Древнем Египте улучшается уровень жизни, цивилизация начинает свой расцвет и появляется образ субтильной, ухоженной женщины. Первые наглядные стандарты, конечно, Нефертити, с ее великолепно вылепленной шеей и точеным профилем, и Клеопатра, завоевавшая сердца самых мудрых правителей своего времени. Отличительным египетским стилем являлось обилие золотых украшений, сложные геометрические узоры одежды, легкие струящиеся ткани.

Стандарты женской красоты Древняя Греция и Рим вносят понятие о гармонии и здоровом теле. Венера Милосская обладает именно стандартными пропорциями гармонично сложенной здоровой женщины. Наследием античности остались греческие туники и римские сандалии.

Средние века явились периодом запрета на восхищение перед физической красотой. Женщины объявлены церковью носительницами всех смертных грехов, в связи с чем носили закрытые платья, покрывали голову.

В эпоху Возрождения, сглаживая средневековые нравы, женщины стали близки образу Мадонны. Вытянутые лица, светлая кожа, высокие лбы, огромные глаза, маленький рот и стандартное телосложение. Множество библейских сюжетов, отсюда свободная одежда широкого покроя, драпировки, многослойность. Идеалом красоты периода стала "Рождение Венеры" Боттичелли.

16-17 века - женщина Рубенса и Рембрандта. Вводится мода на полнотелость и потенциальную плодовитость. Красивы покатые плечи, отсутствие выступающих костей грудной клетки и шеи. К позднему Возрождению можно добавить появление так называемого "тициановского цвета волос", то есть золотисто-рыжего. После Тициана подобный цвет волос (особенно у венецианок) передают многие художники. Кринолины, корсеты и прочие элементы исключительно женской одежды сменяют друг друга вплоть до ХХ века.

Теперь о том, что нам ближе. Иконы стиля ХХ века мы можем представить себе довольно живо. Начнем, с Марлен Дитрих (30-60-е гг.) - женщины богини, показавшей черно-белый стиль мужественной женственности, холодной блондинки. Доказавшей, что дьявол - это женщина, а потому она имеет право сделать брюки и сигарету в женских пальчиках сексуальными. Дитрих, специально бинтовала грудь, чтобы сохранить мальчишескую фигуру, показала культовость мужского костюма и шляпы на женщине.

Стандарты женской красоты Мэрилин Монро символ 50-х. Томная, с осиной талией и безумно женственными формами, сделала образ блондинки теплым и создала вокруг себя ореол легкомысленности, кокетства, непостоянства, ветрености и обаяния легковесности. Образ гламура можно сказать начался с нее (пересечение Монро с искусством можно также найти в работах Э.Уорхола).

В 60-е с появлением Одри Хепберн закладывается стандарт утонченной изысканной худобы, так называемый стиль gamine, т.е. худой женщины, напоминающей мальчика, с озорством и лукавством в глазах. Не последнюю роль в судьбе Хепберн сыграла встреча с Юбером Живанши. Благодаря этому появилось маленькое черное платье. Продолжением стало появление на подиуме Твигги, после чего образ девочки-подростка, чрезвычайно худой, высокой и инфантильной укоренился в качестве идеала красоты не только на подиуме, но и в жизни.

Смена подобных стереотипов и моды понятна. Со сменой эпох, ситуация обуславливала появление того или иного стандарта красоты в зависимости от роли женщины и потребности в появлении новых идеалов. Но в отличие от всех предыдущих примеров уже почти 50 лет царит стандарт высоких и худых. Понятно, что Хепберн и Твигги были первыми, но сейчас вроде уже не в новинку такое телосложение.

Интересно другое. Данный стандарт женской красоты воспринимается как породистость лошади или марка автомобиля и является показателем престижности, стоящего рядом мужчины. Плоские девушки-тростинки, одинаково безликие, неожиданно, без всякого намека на женственность и просто отсутствие причин, это обуславливающих, стали дорогим аксессуаром, вечными спутницами сильных мира сего. Взять хотя бы Н.Саркози - один из самых показательных примеров за последнее время. Везде в СМИ промелькнули кадры, где Елизавета II принимает-таки бывшую манекенщицу, а ведущие дома мод борются за благосклонность Карлы Бруни. Может, мужчины сами объяснят, что же такого привлекательного в этих девочках?

Остается заметить, что мода, как и многое другое, действует циклично и при отсутствии нового всплеска, заменяет забытым старым. Сейчас наблюдаются две тенденции. Одна в стандартизации всего и массовом стиле унисекс, т.е. джинсы, майки, куртки, кеды, все, чтобы слиться с толпой и чувствовать себя удобно. Одновременно с этим возвращаются 60-70-е годы, а с ними стиль baby-doll (подростковая одежда, стиль набоковской Лолиты), мини, геометрические, цветочные и психоделические рисунки, яркие цвета (оранжевый, яблочно-зеленый, голубой и розовый), туфли-лодочки, узкие галстуки, трикотаж с рисунками в стиле поп-арт и прочее.

Источник: "Личные Деньги"

Метки: , , ,